Войти

Концепция работы с одаренными детьми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 им.М.К.Видова муниципального образования г.Новороссийск

 

Концепция работы с одаренными детьми

 

Каждый может быть успешным

Г.Новороссийск, 2016 г.

 

Информационная справка о школе

МАОУ СОШ. № 40 открылась в 1968 году. В 2004 году школе присвоено имя М. К. Видова. На сегодняшний день – это многомодульный образовательный комплекс, в котором реализуются программы дошкольного, начального, основного и полного среднего общего образования, а также программы дополнительного образования.

Традиционными для школы являются: открытость образовательного процесса, уважение к личности ученика и педагога, создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей, организация условий для непрерывного образования учащихся, признание любых позитивных изменений в процессе и результатах образовательной деятельности в качестве достижений ученика, ориентация на использование современных педагогических технологий.

По состоянию на 1 сентября 2015 года в школе обучается 2304 учащихся (68 классов), из них в начальной школе –1036учащихся, в основной школе –1093 учащихся, в 10-11х классах – 75учащихся.

В школе реализуется общеобразовательная программа начального общего (1-4 классы), основного общего, среднего общего образования.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива. в своей повседневной педагогической деятельности мы исходим из того, что каждый ребенок – индивидуален, одарен и уникален. Подобный подход позволяет выявить потенциал ребенка на ранних этапах обучения и развивать его в дальнейшем.

Наше педагогическое кредо - «Каждый может быть успешным», и мы верим в наш общий успех.

 

Концепция системы работы с одаренными детьми

Согласно Концепции развития Российского образования до 2020 года, приоритетным направлением должно стать опережающее развитие. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Опережающее развитие предполагает работу по следующим направлениям:

Обязательное образование, основанное на системе углубленного изучения отдельных предметов;

Развитие навыков самостоятельной работы учащихся;

Развитие творческих навыков с помощью развития системы дополнительного образования;

Сохранение здоровья школьников через здоровьесберегающие технологии.

Все эти положения Концепции нашли отражение в Программе развития Школы № 40 им.М.К.Видоваг.Новороссийск на 2016 – 2020 г.г. Программа развития рассмотрена и утверждена на заседании Педагогического совета школы. Одной из идей Программы развития является работа с одаренными детьми через формирование исследовательского опыта и проектной деятельности в рамках дополнительного образования

Цель:

Модернизация образовательной системы школы в целях развития учебно-исследовательских навыков детей и создания единого информационного пространства, способствующей повышению качества образования.

Программа развития школы представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты и критерии. Программа как проект перспективного развития школы на основе инициативы «Наша новая школа» призвана консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения школы для достижения цели Программы, определить ключевые направления инфраструктуры школьной образовательной среды, совершенствование педагогического коллектива школы.

В основу реализации Программы положены методы, сочетающие управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны сотрудников. Выполнение цели и задач происходит в рамках реализации целевых программ, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на решение проблем отдельного направления образовательной деятельности. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом реализации целевых программ является повышение качества работы школы, результатом реализации инициативных проектов – инновационные продукты, которые школа может распространять в системе образования.

Развивающая среда – школьные проекты:

  • «75 лет Великой Победы»-«75 памятных дел»
  • «Малая академия»;
  • Школьная конференция исследовательских проектов;
  • «Учитель года»;
  • «Самый классный класс»
  • «Лучший ученик года»
  • «Лучший классный руководитель»
  • Ученический совет школы.

 

Дети с повышенным интересом к учению – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей современной школы.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Успешность работы с учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.

Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи исследовательской работы в начальных классах.

Ц е л и:

– развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период;

– развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

З а д а ч и:

1) формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);

2) воспитание навыков общения, так как для ребенка в 6–7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;

3) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника:

– забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;

– сохранение высокой самооценки каждого ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность;

– формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;

– организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);

– стратегия ускорения обучения отдельных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета;

– организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.

Следование данной программе позволяет «увидеть» наиболее талантливых детей и выстраивать в дальнейшем индивидуальную траекторию их развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

с одарёнными детьми должны работать подготовленные учителя. Это люди, которые обладают определёнными педагогическими способностями, знаниями, умениями, устойчивой психикой, терпением, высокой степенью интеллектуального развития и т.д.

Н. Д. Ливитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. Именно:

- способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

- способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

- самостоятельный и творческий склад мышления;

- находчивость или быстрая и точная ориентировка;

В школе создана сеть творческих и научных объединений (Малая академия, школьное лесничество «Родничок», эколого-биологический центр «Катран»), которая позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Наиболее одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету.

 

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

1.Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2)формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4)общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3–4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5–7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» – определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

3.Технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

После проведённого коллоквиума по данной теме в школе, можно с уверенностью сказать, что подавляющая часть педагогов применяет данные технологии в своей работе, остальные реализуют их периодически.

Большое внимание уделяется дистанционному обучению. На базе школы создано 4 виртуальных класса по трем направлениям:

1.Физика

2.Математика.

3.Русский язык.

Учащиеся в дистанционном режиме получают знания по предметам, выполняют домашние задания, участвуют в олимпиадах.

 

Результативность подобной работы отражена в Модели выпускника

 

Критерии

Показатели по ступеням обучения

Методы диагностики

младшая

средняя

старшая

Технологии самоорганизации и самообразования

Владеет методологическим аппаратом исследования

На уровне понимания и присвоения

На уровне присвоения и самостоятельной формулировки

На уровне самостоятельной формулировки, консультируясь с руководителем

Анализ письменного отчета по результатам исследования

Планирует учебное исследование

С помощью учителя

С помощью учителя, предлагая собственный план

Самостоятельно, консультируясь с руководителем

Анализ вопросов и ответов ребенка по протоколу консультации с руководителем, анализ исследовательской работы

Умеет работать с информацией

Описывает и сравнивает 1-2 источника с помощью учителя

Систематизирует и обобщает несколько источников (включая Интернет-ресурсы) с помощью учителя

Выполняет самостоятельный литературно-информационный обзор по проблеме исследования

Наблюдение руководителем процесса сбора и обработки информации, анализ соответствия списка литературы заявленной теме

Применяет теоретические методы исследования

Сравнивает, обобщает

Классифицирует, выявляет причинно-следственные связи

Умеет проводить анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, аналогию, моделирование

Анализ исследовательских работ на предмет использования теоретических методов

Применяет эмпирические методы исследования

Выполняет статическое и динамическое наблюдение или краткосрочный эксперимент под руководством педагога

Проводит краткосрочный или длительный эксперимент под руководством педагога или самостоятельно

Умеет проводить длительный или модельный эксперимент самостоятельно или под руководством педагога

Наблюдение руководитем процесса и результатов проведения эксперимента, анализ письменного отчета

Умеет делать выводы по результатам исследования

Делает вывод по предложенной схеме

Сопоставляет результаты с гипотезой и целью исследования

Анализирует соответствие результатов гипотезе и цели исследования

Анализ исследовательской работы, наблюдение руководителем устного выступления

Умеет составлять письменный отчет о результатах работы

Выполняет отчет по предложенной форме

Выполняет отчет по самостоятельно выбранной форме

Оформляет письменную исследовательскую работу в соответствии с требованиями

Анализ письменных исследовательских работ или отчетов

Коммуникативные технологии

Имеет сформированные навыки проведения устного выступления по результатам работы

Выступает с сообщением, отвечает на вопросы

Выступает с докладом, презентацией, отвечает на вопросы

Выступает с устной «защитой» работы, делает презентацию, участвует в дискуссии по результатам выступления

Наблюдение руководителем устного выступления

Имеет опыт участия в конференциях и проектах

На уровне класса, параллели

На уровне параллели, школы, района

На уровне школы, района, города, региона, страны

Грамоты, дипломы, отзывы

Информационные технологии

Обладает определенным уровнем владения информационных технологий

Готовит электронную презентацию с помощью учителя; с помощью учителя выбирает материал из электронных ресурсов

Готовит электронную презентацию самостоятельно, самостоятельно подбирает материал из различных источников, организует его, выстраивая по определенной логике выступления по теме

Самостоятельно отбирает материал, делает самостоятельные выводы, готовит презентацию или веб-страницу, самостоятельно представляет материал

Наблюдение руководителем

Грамоты, отзывы

Технологии здоровьесбережения

Умеет правильно распределять свое время, осознанно следит за своим здоровьем

Вместе с учителем

Самостоятельно

Самостоятельно, проводит профилактическую работу для младших школьников

Наблюдение, отчеты врача

 

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

 

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 40 следует выделить:

1.Педагогический проект НОУ «Малая академия»

2.Проектная и исследовательская деятельность.

3.Детский эколого-биологический центр «Катран».

4.Школьное лесничество «Родник».

5.Профильные лагеря и экспедиции.

6.Дистанционное обучение на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей». 

 

Для воплощения в жизнь всех этих направлений в школе разработана особая модель работы с одаренными детьми.

Модель работы с одарёнными детьми включает в себя следующие направления:

 

1. Координационное .

2. Диагностическое.

3. Кадровое.

4. Развивающее.

5. Информационное. 

Координационное направление:

 Организация работы педагогического коллектива.

 Обеспечение нормативно – правовой базы.

 Организация предметных кружков и клубов по интересам.

 Ресурсное обеспечение.

 Контроль и анализ деятельности.

 Формирование банка данных “одарённых детей”. 

Диагностическое направление:

 Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.

 Проведение диагностики учащихся.

 Создание банка данных “одарённых детей”.

 Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление:

 Повышение квалификации педагогов.

 Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам)

Развивающее направление:

 Создание образовательной среды для развития одарённых детей.

 Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.

 Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

 Использование системы информационно – коммуникационных технологий. 

Информационное направление:

 Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).

- работа библиотеки.

Работа с одаренными детьми отражена в нормативной базе Школы:

- в плане работы школы запланировано проведение олимпиад и конференций,

- учащиеся направляются для участия в олимпиадах и конференциях согласно приказам по школе;

- программа развития утверждена педсоветом .

 

Система выявления одаренных и талантливых детей

Школьные психологи, Варнавская О.Е., Никитина Е.Н., совместно с классными руководителями проводят диагностику потенциальных возможностей детей. Для выявления поведенческих характеристик одаренных детей в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях; математических, языковых, технических способностей используется пакет «Одарённость» (комплексное исследование одаренности)", используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.Для выявления психомоторных способностей с успехом может быть использован пакет "Ягуар". Методики из пакета "Личность" полезны для изучения индивидуальных личностных особенностей одаренных детей.

Найти в каждом ребенке «изюминку», понять, чем он интересуется, а может быть, и открыть ребенку новые интересы – вот задача психолого – педагогической службы на этом этапе. Методы здесь используются самые разные: беседа, наблюдение, игровые технологии. Главное, что эти действия приносят результат.

В школе создан «банк данных», в который ежегодно заносятся достижения учащихся. Администрация школы совместно с учителями и классными руководителями внимательно следит за успехами учащихся. Не секрет, что при переходе из начальной школы в среднее звено у многих детей интерес к занятиям падает, и даже очень талантливые дети порой «гаснут». Чтобы этого не произошло, необходимо поддерживать ребенка и в старшей школе. Система поддержки подразумевает и публичное поощрение детей, и занятия с психологом, и поиск вместе с ребенком новых тем. Немаловажную роль играет и работа с родителями: подростку очень нужна родительская поддержка. Ежегодно при подведении итогов мы отмечаем, кто из детей повторил и приумножил свой прошлогодний успех, кто впервые оказался «звездой», а кто из детей снизил свой результат. Именно с этими детьми и предстоит основная работа в будущем. Все результаты и достижения учащихся отражаются в анализе школы и вывешиваются на сайт.

Для каждого ребенка важно, чтобы его достижения были известны не только ему, но и окружающим. С 1 класса каждый ребенок собирает портфолио. В портфолио складываются не только все его грамоты, начиная с классных и школьных, но и самые удачные контрольные работы, диктанты и все, что ребенок считает важным. По итогам года классный руководитель пишет на ребенка характеристику, которая также складывается в портфолио. Поскольку это «Портфолио достижений», в нем отражена только положительная деятельность ребенка. В классе проводится выставка портфолио, на родительских собраниях классный руководитель благодарит родителей, которые помогали ребенку не только достичь больших результатов, но и сохранить их в портфолио. Дети с удовольствием рассматривают портфолио друг друга. Такая форма анализа достижений позволяет сравнивать успехи ребенка с его собственными успехами.

Дети, чьи успехи и достижения вышли за рамки класса и школы, получают за свой труд грамоты и подарки ежегодно. Их фотографии размещены на школьной Доске почета и на сайте школы.

Основной проблемой для нашей школы остается проблема сохранения интереса учащихся к исследовательской и научной деятельности при переходе из начальной школы в среднее звено. Сохранить «одаренность» ребенка позволяет преемственность между начальной и старшей школой. Эта работа начинается сразу же, как только дети приходят в первый класс. Учителя старшей школы проводят занятия с «малышами», являются их научными руководителями при подготовке работ к конференциям. В жюри каждой секции школьных олимпиад и конференций обязательно входят и учителя начальных и старших классов, и старшеклассники. Кроме того, присутствуют и традиционные методы: посещение уроков в 5 классах учителем начальной школы, и проведение занятий в 4-х классов теми учителями, которые «возьмут» их в 5 (особенно в 4 четверти). Таким образом, приходя в 5 класс, ребенок не испытывает затруднений при общении с новыми учителями, ему не приходится привыкать к новой системе подготовки работы к конференции (требования едины для всех); большая работа по преемственности ведется и школьным психологом.

Исследовательская деятельность учащихся ведется в школена разных уровнях. 1 уровень – школьный. На этом уровне проводятся школьные предметные олимпиады (Школьный тур Всероссийских предметных олимпиад) и школьная научно – творческая конференция «Я познаю мир». Победители этого этапа направляются на районные и городские мероприятия. Проведения школьных этапов регламентировано Положениями и утверждено приказами по школе .

Победители школьных этапов направляются для продолжения участия в городских мероприятиях. Ежегодно растет количество участников и призеров городского уровней. Оплата за участие производится из внебюджетного фонда школы при согласовании с Советом школы. Для обеспечения безопасности ребенка во время проведения районных и городских мероприятий приказом директора назначаются сопровождающие учителя. Присутствие родителей на мероприятии поощряется .

 

Организация образовательного процесса с учетом запросов одаренных детей

 

Не менее важным делом, чем «открытие» таланта является его поддержка и психолого – педагогическое сопровождение. Именно поэтому в школе разработана программа «Одаренный ребенок» (на основе программы «Одаренные дети», изд. «Учитель», г.Волгоград, 2007 г.). Программа состоит из Индивидуальных образовательных программ, предусматривающих занятия с детьми на индивидуальной основе. Такие программы вводятся уже со 2 класса, занятия проводятся во второй половине дня. Состав участников таких занятий может быть непостоянным и зависит от того мероприятия, к которому готовится ребенок. Постоянными – в течение года – являются только занятия с психологом (подготовка выступления, преодоление боязни сцены и т.д.).

Школа предлагает дополнительные занятия для детей, желающих заниматься усиленно тем или иным предметом. Чаще всего, эти занятия направлены на развитие межпредметных связей.

Научно – исследовательская и проектная деятельность

Научно – исследовательская деятельность каждого ребенка начинается в классе. В начальной школе исследовательские проекты связаны, как правило, с тем, что окружает ребенка и с тем, что ему особенно интересно. Впоследствии ребенок выбирает тему и продолжает исследования на более «научном» уровне, с помощью руководителя. Результаты исследований представляются в классе, затем наиболее удачные выносятся на школьную конференцию и далее – на городской уровень. Большую помощь в развитии исследовательских навыков оказывают родители. Специально для них и учителей, которые помогают ребятам, была составлена следующая памятка:

 

 

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Педагогическое управление проектами

№ п/п

Функции педагогического управления

Деятельность
учителя

1

Информационно-аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей
класса

2

Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию

3

Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план график работы над проектом

4

Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой
деятельности

5

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы

6

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию

Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы школьников будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта – оцениваться.

Алгоритм рецензии на ученический проект:

1) Оценка полноты содержания проекта.

2) Оценка целостности проекта (взаимосвязь проблемы, цели результата проектной деятельности).

3) Оценка обоснованности выводов, предложений и прогнозов.

4) Недостатки, ошибки, замечания по проекту.

5) Новые идеи, предложения по дальнейшей проектной работе.

6) Заключение (насколько оригинально и актуально решение
проблемы).

Учебный проект – интересная работа и по форме, и по содержанию. Именно поэтому в нашей школе мы выделили часы для учебных проектов тем педагогам, которые вместе с учащимися достигли хороших результатов.

Система поощрения учащихся за высокие достижения

Каждое успешное выступление ребенка на олимпиаде или конференции обязательно поощряется. Для поощрения на школьном уровне разработаны школьные грамоты. По итогам года наиболее успешные дети награждаются ценными подарками.

Система работы с родителями одаренных детей

Успешное выступление ребенка на каком-либо мероприятии – это результат совместной работы самого ребенка, учителя и родителей. Родительская поддержка важна ребенку в любом возрасте. Но и самим родителям очень важна поддержка со стороны. Очень часто родители не уверены в собственных силах и силах своего ребенка. Задача педагога – помочь родителям найти интересную тему, поверить в свои силы. Необходима бывает и беседа с психологом.

Второй этап подготовки исследовательского проекта – практическая деятельность. Родители посещают вместе с ребенком занятия по индивидуальным образовательным программам, консультируются с руководителем. Часто бывает необходимо на этом этапе приостановить активность родителей – иногда тема становится интересна им самим, и они готовы помочь ребёнку.

Поощрение за удачное выступление получают не только дети и педагоги, но и родители. Во – первых, их имена «вывешиваются» на сайте. Во-вторых, по итогам года родители получают благодарственные письма, их публично приветствуют на общешкольной родительской конференции и на «Церемонии награждения победителей». Подобные мероприятия помогают «активизировать» родителей и имеют огромное воспитательное значение: гордость испытывают не только родители за детей, но и дети за родителей .

Участие педагогов в инновационной деятельности

Ведение экспериментальной работы по проблемам выявления и поддержки одаренных детей

Понятие «одаренность» не имеет четкого определения. Что это? Талант или способности, которые можно развить? Считать ли одаренным ребенка, талантливого лишь в одной области (например, рисование)? К сожалению, многие учителя, навесив на ребенка «ярлык» одаренности требуют от него абсолютной успешности по всем направлениям. А это чревато как потерей таланта, так и потерей личности в целом. Именно поэтому работа по выявлению и особенно поддержке одаренных детей – кропотливый, ежедневный, непрекращающийся процесс. В нашей школе такая работа ведется совместно с психологом.

Для себя мы выделили несколько этапов работы, которые, на наш взгляд, наиболее способствуют выделению детей с неординарными способностями. Эти этапы разработаны психологом Щеблановой Е.И., мы скорректировали их с учетом возможностей школы.

  1. 1.Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные – определяет учитель;
  2. 2.Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
  3. 3.Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
  4. 4.Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
  5. 5.Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
  6. 6.Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
  7. 7.Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Подобная работа – дело каждого учителя в отдельности, методических объединений учителей и всего педагогического коллектива в целом. Необходимо учитывать и внимание родителей к данной проблеме, их ревностное отношение к тому, что не их ребенка посчитали «одаренным». Именно поэтому мы не делим учеников на «одаренных» и «обычных», работаем со всеми, используя методики индивидуального подхода.

Работа с одаренными детьми проводится на уровне методических объединений, внутришкольных семинаров. Так, в 2016 – 2017 учебном году запланирована следующая работа:

Месяц

Мероприятие

Форма проведения

Форма отчета

Ответственный

1

Сентябрь

Психолого – педагогическая диагностика вновь поступивших детей

Анкетирование, беседа

Справка

Варнавская О.Е.

2

Октябрь

Подготовка к предметным олимпиадам

Семинары для методобъединений

Протокол

ХудолейЕ.А.., руководители МО

3

Декабрь

Преодоление страха перед выступлением

Тренинг для учащихся

 

Варнавская О.Е., Никитина О.Е.

4

Февраль

Подготовка к конференции

Консультации для родителей

 

Руководители МО

5

Апрель

Анализ работы с одаренными детьми

Круглый стол

Протокол

Худолей Е.А.

6

В течение года по необходимости

Консультации, тренинги, беседы

 

 

Варнавская О.Е.

 

Каждый педагог перед уходом в отпуск получил маршрутный лист, где прописаны основные аспекты и ориентиры его работы на следующий год. Там же указаны одарённые обучающиеся с которыми педагог планирует работать.

Взаимодействие Школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

Школа сотрудничает на договорной основе с различными учреждениями социума, что создает благоприятные условия для организации образовательно – воспитательного пространства учреждения Сотрудничество осуществляется с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, общественными организациями .

Критерии оценки эффективности системы работы с одаренными детьми прописаны в Коллективном договоре, в разделе «Стимулирующие выплаты педагогам»

 

Директор

МАОУ Школы № 40                               Г.И.Алейникова